Geely. Счастье за дешево
Наверное ни одну марку автомобилей не обсуждают в сети Интернет так бурно, как Geely. Достаточно полистать отзывы и комментарии на InfoCar.ua. Кому-то Geely очень нравится, другим автомобили этой китайской марки жутко ненавистны, третьи просто посмеиваются над владельцами, скажем, CK-2, сидя в салоне своего «железного коня» европейского, японского или еще какого-то происхождения. Но, как бы там ни было, о Geely говорят. Это один из самых популярных бюджетных автобрендов в Украине. А вот историю компании, как и чем она живет, откуда и когда взялась и к чему стремиться, почти никто не знает. Мы эту несправедливость решили исправить.
Своя дорога
В анналах автоистории немало примеров того, как некие компании, занимаясь производством чего-то, что никак не связано с транспортом, вдруг переквалифицируются на производство мотоциклов и автомобилей и добиваются в этом деле куда больших успехов, чем можно было бы ожидать. Geely - компания именно такая. Ее основатель, Ли Шуфу, родился в семье земледельца, однако продолжать дело отца не захотел, оставил родительский дом и отправился в город. Получив образование и поработав какое-то время маклером по недвижимости, Ли (тогда ему было 23 года) решил заняться делами серьезными, организовав в 1986 году небольшую фирму по производству компонентов для холодильных установок, назвав свое детище Geely (в переводе с китайского - счастье). Причем, дела его быстро пошли в гору и уже через три года компания Шуфу начала расширяться, занявшись еще и изготовлением декоративных материалов изделий из магнолиевого дерева. Еще через три (кстати, цифра «три» в Китае считается рождением чего-то нового, то есть благоприятная) Geely договорилась с Honda и наладила выпуск запчастей к мотоциклам и скутерам - транспортным средствам, стремительно набиравшим популярность в Поднебесной.
Ли Шуфу не был бы самим собой, если бы остановился и удовлетворился тем, чего достиг за шесть лет в бизнесе. Напротив, успехи его лишь раззадоривали и подталкивали к следующему, более масштабному шагу. Во-первых, Geely разработала и начала выпускать собственные модели мотоциклов и скутеров, продав их за два года почти 200 тысяч штук, а в 1997 году ступила на еще более сложную и перспективную дорожку - стала автопроизводителем. Да не просто, а первым в Китае независимым, то есть негосударственным автопроизводителем.
Первый четырехколесный Geely сошел с конвейера завода в городе Линхе в августе 1998 года. Это был компактный универсал Haoqing SRV. За ним последовало еще несколько моделей семейства HQ, а в 1999-м компания начала строительство в Нинбо нового завода, чтобы наладить там выпуск семейства автомобилей Geely Meiri.
Все, что производила Geely, первое время продавалось исключительно в Китае. Для выхода на внешние рынки требовалось время на устранение «детских болезней» автомобилей и кропотливая работа по существенному повышению качества. Чего греха таить, на первые модели Geely поступало множество жалоб. С другой стороны, частые поломки и использование низкокачественных материалов в производстве с лихвой компенсировались низкой ценой автомобилей. Словом, Geely предстояло пройти сложный путь поиска компромисса между повышением качества и сохранением конкурентоспособной цены. Иначе успеха на международном уровне компании не видать. И знаете, у подопечных Ли Шуфу постепенно начало получаться. Судить об этом можно хотя бы по тому, что с августа 2003 года, то есть с тех пор как первая партия Geely отправилась на экспорт, спрос на них постоянно растет. Сегодня автомобили Geely продаются в полсотни стран мира, и производится их ежегодно более 600.000 штук. Очень серьезные объемы, обеспеченные главным образом рынками России, Украины, Южной Америки и Африки, то есть теми рынками, где спрос на недорогие автомобили очень высок. Впрочем, Европа и США тоже не остались без внимания Geely, но чтобы закрепиться там, компании предстоит пройти долгий путь.
Важной вехой в истории Geely стало решение создать в 2011 году три суббренда - Gleagle, Emgrand и Englon - чтобы не путать автолюбителей обилием моделей под одной маркой, а также разделить продукцию по классам. Под именем Englon компания предлагает автомобили общего назначения. Gleagle - это молодежные и спортивные модели, а Emgrand - бизнес-класс. Имя Geely, в свою очередь, никуда не делось.
Дальше - больше. Стремление Geely становиться все лучше и лучше во многом тормозилось отсутствием таких незаменимых вещей как опыт, накопленный десятилетиями, и наличием готовых высокотехнологичных решений и мощного исследовательского центра для создания технологий будущего. Набивать шишки самостоятельно - дорого и долго, поэтому Ли Шуму принял единственно верное в такой ситуации решение - купить компанию, обладающую всем, что необходимо Geely. Такой компанией оказалась Volvo, приобретенная китайцами у Ford почти за 2 миллиарда долларов. И вот, спустя три года после той сделки, в 2013 году Geely и Volvo совместными усилиями запустили в Швеции новенький исследовательский центр, в котором, кстати, уже побывал журналист InfoCar.ua.
Вне всяких сомнений, Geely ждет светлое будущее. Но и в настоящее время компании есть, чем похвастаться. Например, Emgrand EC7 первым из китайских автомобилей завоевал 4 звезды в строгих краш-тестах EuroNCAP. Компания начала выпускать не только легковые автомобили, но и кроссоверы. Список можно продолжать. А еще в 2013 году основатель компании Geely, доктор наук Ли Шуфу отметил свое 50-летие. Сегодня он входит в список 50 самых богатых людей в Китае. Журнал Forbes оценивает состояние Шуфу в 1.5 млрд. долларов.
Внезапно!
Изучая историю Geely, чтобы рассказать ее читателям InfoCar.ua, в какой-то момент автор этих строк на некоторое время впал в ступор. Я просто не знал, как реагировать на то, что узнал и увидел. А узнал я, что в модельном ряду Geely были… суперкары. Во всяком случае сами китайцы их так называли за характерный дизайн. Технически, ясное дело, этим автомобилям до суперкаров было так же далеко как от Жмеренки до Пекина.
В 2003 году китайцы выкатили на публику разработанную совместно с Daewoo модель Beauty Leopard (в некоторых источниках встречаются также названия Leading, Meirenbao и Mybo). Построена она была на платформе первого поколения Toyota Cynos, с «тойотовскими» же моторами 1,3 и 1,5 литра (85 и 94 л. с. соответственно), собранными по лицензии. Снаружи автомобиль выглядел необычно, но с натяжкой привлекательно, а вот дизайн его интерьера напоминал кассетный магнитофон из Поднебесной года эдак 1994-го. Какое-то количество китайцев эта особенность, впрочем, ничуть не смутила, машину худо-бедно, но покупали, а к 2006 году Geely подвергла Beauty Leopard рестайлингу, снарядив ее другой оптикой, иной решеткой радиатора и еще одним мотором - 1,8-литровым, выдающим 113 «лошадок». Чуть более современным стал и интерьер «суперкара», однако в 2008 году его не слишком славная история завершилась.
К тому моменту у Geely был готов концепт новой спортивной модели, названный Meirenbao II Coupe, однако встать на конвейер ему не судилось. Зато в 2009 году этой чести удостоилась модель Zhongguo Long – похожая на Beauty Leopard, но все же чуть более соответствовавшая духу времени. Моторы у нее были все те же - 1,5- и 1,8-литровый. На том история серийных «суперкаров» Geely и оборвалась. Во всяком случае, пока, потому что идею эту китайцы не забросили и разработали купе Emgrand GT. Пока это лишь прототип, однако и дизайном, и технически он уже куда ближе если не к суперкарам, то к таким нишевым автомобилям как Peugeot RCZ или Hyundai Genesis Coupe. Достаточно сказать, что под капотом Emgrand GT установлен 3,5-литровый V6 мощностью 224 л. с.
Есть в концептуальном арсенале Geely и модель GS - весьма и весьма симпатичная, но пока так и не реализованная в конвейерном варианте.
О дне завтрашнем
Мы с вами привыкли к тому, что Geely - производитель бюджетных автомобилей. Вероятно потому и воспринимаем с удивлением информацию о попытках компании создать спортивный автомобиль. На самом же деле ситуацию еще более сложная. В идеале Geely хочет удовлетворить спрос во всех возможных сегментах. Компания с невзрачным прошлым видит свое будущее не иначе как грандиозным. Причем, уже в ближайшее время. А чтобы продемонстрировать серьезность своих намерений, Geely и ее суббренды (Emgrand, Gleagle и Englon) то и дело блещут концепт-карами на различных автосалонах. Не рассказать о некоторых из них было бы несправедливо.
Опустим ничем не примечательные минивэны и даже кроссовер Emgrand EX9, нарисованный по мотивам американских аналогов и оснащенный солидным бензиновым V6 на 204 л. с. Все они меркнут в сравнении с автомобилем, шокировавшим публику автосалона в Шанхае в 2009 году. Речь идет о Geely Excellence, переименованном позже в Emgrand GE. Уж больно он напоминал легендарный и незабвенный Rolls-Royce Phantom, а в чем-то был даже круче английского шедевра. Например, в нем предусмотрено всего три места - два спереди и лишь одно кресло сзади. Хотя креслом это назвать было сложно – настоящий императорский трон! От которого, впрочем, быстро отказались. Годом позже китайцы представили обновленную версию модели с посадочной формулой 2+2 и более самобытным экстерьером, чтобы положить конец обвинениям в плагиате.
Еще одной интересной разработкой Geely стал внедорожник GX5, созданный по образу и подобию Land Rover Defender. Полноприводный, как положено, да еще и с притягивающей взгляд красно-белой отделкой салона. Спустя два года после дебюта в 2010 году, внедорожник доработали и переименовали в GP5, однако он все еще ждет своего звездного часа. Китайцы обещают, что он не за горами.
Ну, и последнее. Не многие знают, что Geely создала автомобиль, который сейчас используется в качестве легендарного «лондонского кэба». Зовут этот автомобиль Englon TX4, и даже предпринимались попытки продавать его в Украине, но не сложилось. Возможно, сложится когда-нибудь с Englon SC7-RV - таким себе гражданским вариантом «кэба». Правда, эта модель, представленная в 2011 году, пока еще носит статус концепта и неизвестно, изменит ли его в будущем.
Кстати, будучи в Китае в прошлом году, журналисту InfoCar.ua удалось побывать в выставочном зале, где собраны прототипы и концепт-кары Geely разных годов выпуска, и снять небольшой видеосюжет.
Мораль
Вот такая вот пока короткая, но уже интересная история оказалась у компании Geely. И с каждым годом она может становиться еще более увлекательной. Для этого, правда, Geely придется отказаться от откровенно низкопробных моделей вроде CK-2 и сосредоточиться на действительно интересных проектах, даже если они будут не слишком дешевыми. Ну, а главный вывод, который можно сделать из всего вышесказанного, заключается в том, что не стоит судить о компании, зная ее всего по одной-двум моделям. Иногда все намного серьезней, чем кажется на первый взгляд.
21 января 2014 года. Артем Киселев, InfoCar.ua
Источник: Geely.InfoCar.ua
Обсуждение статьи
Как бы там не было, но за 10 лет эта компания сделала больше чем "некоторые" за 50... мораль сей басни такова, что рано или поздно Китай всё же встанет на "уровень".
+27-7ОТВЕТИТЬПора ЗАЗу начинать производство компонентов к холодильникам, и постепенно, очень постепенно, переходить на производство автомобилей. Може тогда что-нибудь и получится.
+22-1ОТВЕТИТЬИнтересная, познавательная статья. Вот если бы китайцы произвели премиальный компактный хетчбэк. Качественный, не супердорогой и не с китайской мордой, была бы им уважуха!
+3ОТВЕТИТЬ